Трудно сказать, какой именно смысл заложен в высказывание "школа
будущих адмиралов". Претензии штурманских лейтенантов питерского
василеостровского розлива под маркой "Я из Фрунзы" обычно встречают у
остальных снисходительный сарказм - да, этот туп, но тщательно будет
скрываться за паркетными манерами.
Василёк Пушкин попал штурманом на старый 205П, и единственным утешением
бывшему фрунзаку служило то, что этот 205й входил в состав одной из
прибалтийских бригад. То есть плебейство окружавших Василька офицеров
можно было некоторым образом скрасить тем, что сам Василек считал
"культурой": архитектурой, о которой он не имел представления; языком,
которого он не знал; народными промыслами в виде Рижского бальзама, не
которые ему было вообще-то наплевать. Это вполне характерно для людей,
которым пять лет говорят, что они-де будущие адмиралы, и которые за эти
пять лет напрочь забывают, что категория "культура" бывает не только
Высокой Штабной.
Но культурой Василек считал и свое увлечение военно-морской историей,
что создавало резкий диссонанс со взглядами его старого
командира-бакинца, который не был способен отличить авианосец от
ракетного крейсера и считал само Васильково увлечение полной ерундой:
- Слышь, штурман... сходил бы ты, что-ль, поебстись... а то сперма в
голову-то стукнет, не выживешь. А, лейтенант? - говорил командир, стоя
проеме крохотной помощниче-штурманской каюты в спортивном костюме и с
кружкой кофе в руке.
- Знаете, товарищ командир, я безмерно благодарен Вам за совет, но у меня в Питере осталась леди...
- А скажи, ты с ней по телефону когда говорил последний раз?
- Да... вчера.
- Рассказывал ей про Вентспилс? Про культуру и брусчатку, да?
- Рассказывал.
- Скажи, она буквально вот такой вопрос не задала: "А метро там есть?"
- Задала, но какое...
- Ты, Василий Николаич, лучше сходи-ка попарь кончик. Ждать ты свою
фройляйн будешь до ... зам! Зам, скажи, сколько пришествий уже было?
Как это кого? Одно? Точно? Может, тебе не довели по партийной линии,
хе-хе? А ты, литинант, иди - мне злобный дилетант на границе не нужен.
Злобный дилетант не способен учиться. Вали, поделись с гражданками
гормонами. Это, дружище, приказ.
В море было не легче:
- Пеленг... дистанция... шведский самолет-разведчик типа "Дракен"!
- Хуякен... немец это...
- Никак нет, тащ командир, швед. Вот силуэт.
- Слышь, лейтенант, а девка-то твоя, там, в Питере, как с точки зрения силуэта? А? Рассказывай...
И вот уже неделю тянулась эта летняя граница. Строго говоря, не слишком
сложная в служебном смысле, но весьма доставучая для молодого
штурманца, потому как судоходство в центральной Балтике в это время
года напряженное.
И Василек слегка ошибся. Ну, в смысле, кораблик оказался немножко не
там, где нужно было бы. А началось все с того, что на светлеющем
горизонте нарисовался шведский корвет типа "Стокгольм" и побрел
параллельным курсом с 205м. Василёк, как очарованный пацан, два часа
проторчал у БМТ, разглядывая особенности архитектуры иностранного
кораблика. Хотя красивым шведа назвать было нельзя, возможности
корвета, согласно справочникам, внушали уважение. Текущие слюнки
молодого штурмана имели конкретный результат - вахтенный замполит, как
обычно, в вопросах контроля места корабля положился на мнение штурмана,
а это мнение привело ПСКР-6хх в полной исправности и боевой готовности
N2 в территориальное море шведского острова Готланд, что со шведской
стороны сопровождалось фотографиями наших кораблей на фоне острова, а с
нашей вот эти снимки диппочтой довольно сильно наказывались. Просто
фотографии обычно делали самолеты, но тут, видно, шведы решили развлечь
команду своего корвета.
А получив такое право, викинги позволили себе немножко
самодеятельности, а именно: на корвете включили аппаратуру постановки
радиопомех....
Система управления кораблями Морчастей на службе устроена просто
примитивно: на одной и той же частоте в коротковолновом диапазоне сидят
все корабли границы; обычно здесь выручает УКВ "в голос", обладающее
куда большей пропускной способностью и обеспечиваемое гораздо более
простой аппаратурой. Одна проблема - электромагнитые волны этого,
ультракороткого диапазона, не отражаются ионосферой планеты и свободно
убегают в космос пугать марсиан. По этой причине максимальная дальность
связи - километров 70. Васильков кораблик же ушуршал гораздо дальше, и
вся связь с ним обеспечивалась одной КВ-частотой на день и одной на
ночь. Нет, были , конечно, всякие там действия на случай войны с
переходом на резервные частоты, но в Морчастях они всегда существовали
чисто теоретически.
- Тащ командир, - сказал радист медленно осознающему свою навигационную
ошибку и рассуждающему, надо ли радовать кемарящего перед МР-220 зама и
будить командира, Васильку, - А тут на бригадной частоте чего-то
трещит...
Василёк на этом кораблике числился еще и командиром боевой части связи,
но опять-таки чисто номинально, на
пойди-подпиши-у-флагманского-связиста-вот-эту-хень, вот и все реальные
обязанности. И если старшина по третьему году жалуется на жизнь, то
дело плохо... Василек скатился по трапу
- Чё у тебя?
- Да вот..., - радист вывернул потенциометр, и динамик огласил приборный почти мелодичной трелью тональных частот. Мда.
Командир, протирая глаза, выбрался на ГКП как был - в пижаме.
-Ну, за фотку на фоне Готланда в отпуск поедешь зимой, это ясно. А вот что со связью... радист!
- Есть радист!
- Базу вызвать можешь?
- Могу попробовать.
- Пробуй.
- Есть, - и трансляция донесла до ГКП серию пробежавших в эфире букв "Ж"
- Ой, тащ командир, завизжало громче и еще вой какой-то появился!!
- Ясно. Помехи ставят. Ох, Василий Алибабаевич, чую я, что одним
отпуском ты не отделаешься. Вот что мне теперь делать? Нарушен
пограничный режим сопредельного государства. Сорвано управление
кораблем на охране границы. И всё - по твоей, бля, вине. Может, тебе
пойти застрелиться для начала? А? Или на "вы" с тобой перейти? Это
хуже, дружище, хуже стократ...
Василёк молчал, признавая и вещдоки, и крах своего реноме
военно-морского интеллектуала а-ля Морской Кадетский Корпус. Детство и
любимые игрушки ляпнулись в большую выгребную яму. Было обидно и жалко,
но поделать ничего было нельзя.
- ...получается, что терять, в общем-то, нечего. Так, - сказал командир
заму, - С мудаком этим под тремя лилиями связывались? А почему? Я и вас
тут учить должен? - и взяв гарнитурку "Сейнера", включил 16й канал.
- Слушай меня внимательно - твердо сказал кэп в эфир, - Я вот всю это
херню о правилах радиообмена для краткости опущу, и английский вариант
тоже. Я тебя только честно предупреждаю - пока ты не выключишь эту вот
свою ХУЕТЕНЬ, которая гробит мне связь, я буду стучаться в тебя
корпусом, куда попаду. Я - не флот, чтобы выполнять какие-то там
правила взаимоотношений, протокол и церемониал. Я - советский погранец,
и мне наплевать на международные последствия. Так что будь готов. Alfa
Romeo, - отжал тангенту и тихо произнес уже своим:
- Управление кораблем и машинами - на ЗКП.
После чего напялил на пижаму реглан, надел фуражку и, грохнув броняшкой, исчез наверху.
Если следующие полчаса времени шведы снимали на видео, то они должны
этому командиру-бакинцу минимум годовую профессорскую ставку своей
Военно-Морской академии, потому что вряд ли у расчета ГКП корвета
Королевских ВМС Швеции К11 "Стокгольм" был еще один шанс так
попрактиковаться в управлении маневрами корабля по уклонению от
столкновения. А когда швед, аки давеча под Полтавой, не выдержал
натиска, и когда кэп на седьмом галсе, на всех 33 возможных узлах, в
пене, мыле, мате и масле почти попал, срубив стойки лееров правого
борта о транец едва успевшего переложиться на встречный курс корвета,
на ЗКП снова заголосил радист:
- ЗКП - БП-2/4, тащ командир, пропал свист и вой. Эфир чист.
- Это ты молодец. И я тоже. И мех - мех, слышь? - ты тоже молодец, бля.
Ваще, все молодцы. И даже штурман, который теперь будет за свои деньги
искать у купцов на рейде аргонную сварку, чтобы восстановить леера до
прихода в базу. Ясно тебе, Василий Алибабаич? Сергей, - обратился
командир к помощнику, - В журнал ничего не заноси пока. Или нет... иди
да. Листик мне оставь и чирикай дальше. Я так полагаю, что свидетели и
пострадавшие суть одни и те же подданные жовто-блакытного королевства,
посему быстрого заклада не будет. А там что-нибудь придумаем.
- Не уверен, - произнес пом, постучав ногтем по зеленому экрану РЛС МР-220 "Рейд", - вот здесь рыбачок есть.
- Да? Ну и хуй с ним. Хотя нет - осмотрим щас кораблем и спишем леера
под навал на волнении. Штурман, рассчитывай курс сближения.
Однако это, как оно в жизни и бывает, оказался не совсем рыбак, вернее,
совсем не рыбак. То есть рыбак, но только внешне. Этот "рыбак", средний
разведывательный корабль БФ, вслушиваясь всей своей кучей приемников в
эти вот салочки у Готланда, и пас шведа уже третьи сутки.
- Тьфу, блядь, - сказал на это кэп, - И здесь флот. Заложит, нет?
- Как пить дать. Сто процентов. Наверно, уже заложил, - высказался зам.
- А мы щас узнаем. Бугель-039 Вельботу-012, прием.
- Здесь Бугель-039
- Фаза-6
- Исполняю.
- (ту-у-у)Металл нужен
- Здесь командир ГС-19
- (ту-у-у)Это командир ПСКР-6хх. Корешок, честно скажи, баталии наши со шведюками писал?
- Ну, писал
- Донес?
- О чем?
- Ну, что я, мол, угрожал словом и действием, мол, я погранец, тупой я, и мне все до звезды?
- Ну... нет... меня другие вещи интересуют.
- Ага, понятно. Давай договоримся: пока не спросят тебя - не свети. Идет?
- Ну, отчет по службе писать буду, так придется указать
- Вот когда придется, тогда и укажешь. Договорились?
- Ну давай.
- Спасибо. Где в Балтийске стоишь?
- 24-й Внутренней.
- Добро. С меня причитается. Конец связи.
И советские вояки разошлись левыми бортами в безопасной дистанции, как положено по МППСС.
- Василий Алибекович, слышишь меня?
- Да, товарищ командир
- Ну ты понял, что это с тебя причитается, а не с меня?
- Так точно.
- Нет, ты скажи просто: "Понял"
- Понял.
- Ну вот, молодец. А бабу-то твою как зовут?
Через два дня ПСКР получил добро на заправку в Балтийске, куда кораблик
прибежал уже почти затемно. Трудно сказать, насколько сдержал слово
командир ГС-19, но именно в этот момент навстречу из гавани выходил
другой разведчик, который вместо того, чтобы прижаться к правой стенке
гавани, зачем-то сыграл боевую тревогу, застопорил машину и бухнул оба
якоря прямо посреди канала бассейна. И на вопль диспетчера поста
рейдовой службы, что, мол, вы создаете аварийную ситуацию, с этого
разведчика резонно заметили, что, мол, в бассейн входит пограничный
корабль, которому, как известно, все правила МППС глубоко до пиZды и
который сам по себе для нормального мореплавания - сплошная аварийная
ситуация, поэтому не грех и перестраховаться. Диспетчер промолчал.
- Ва-а-а-ай, вот это и есть блестящая морская практика! - заорал кэп на
все ГКП, - Когда не знаешь, что делать, воткнуться на якоря посреди
фарватера. Просто писк. Штурман, никогда так не делай - теперь надо
ждать, когда этот придурок снимется. Тоже, поди, фрунзак... Слышь,
Василий, а вот признайся честно - с теткой-то своей как познакомился?